shvetsovmn (shvetsovmn) wrote,
shvetsovmn
shvetsovmn

Categories:

Леонид Бугаев «Мобильный маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире»: обзор книги

Пост навеян прочтением книги Леонида Бугаева «Мобильный маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире».
бугаев мобильный маркетинг
Вступление

Для начала небольшое пояснение. Я работаю в сфере мобильных технологий с 2005 года, если быть более точным, то в сфере мобильного маркетинга, моя компания занимается рассылкой голосовых и SMS- сообщений, микроплатежами и т.п.

Соответственно, мобильным маркетингом в разные годы существования рынка называли разные вещи: сначала глупые промо-акции, суть которых состоит в том, чтобы купить товар, зарегистрировать некий код и ждать какого-то приза. Далее мобильным маркетингом стали называть рекламные SMS-рассылки, суть которых мало отличается от аналогичных рассылок, но с использованием электронной почты. Теперь мобильным маркетингом стали называть некий комплекс мероприятий, которые как-то задействуют мобильный телефон. То есть путаница в понятиях сильная, что вполне логично, учитывая «возраст» рынка.

В сентябре и октябре 2012 года я побывал на двух мероприятиях, частично или полностью посвященных мобильному маркетингу («REX» в Киеве и «XII Бизнес-Форуме TOP Marketing» в Москве соответственно). Как я понял, что путаницы не избежали и те, кто выступает на этих конференциях, участвует в них и читает о них J Естественно, каждый считает, что занимается мобильным маркетингом, даже если занимается разработкой и продвижением сайта или имея группу в социальной сети.

Изучение литературы о мобильном маркетинге пока тоже не сигнализирует о какой-то четкости в данном вопросе. Попыток внести ясность мало, но они есть. Например, книга Леонида Бугаева «Мобильный маркетинг: как зарядить свой бизнес в мобильном мире»

Смысл

Леонид Бугаев в достаточно общих выражениях дает характеристику таким составляющим мобильного маркетинга, как голосовым, SMS, MMS, email каналам общения с аудиторией, мобильные приложения, мобильные сайты, мобильный поиск и реклама, мобильные сервисы, социальные сети, видео, технологии дополненной реальности, штрих-кодирование, а также пытается спрогнозировать и определить тренды на ближайшее будущее.

Основным выводом автора является то, что фирмы, не желающие отставать от рынка (или желающие его опережать) должны использовать не только традиционные каналы продвижения своего товара/услуги, но и обратить свой взор на мобильную составляющую продвижения товара/услуги/бренда. Это бесспорно. Если есть новые каналы привлечения клиентов, то их нужно привлекать, иначе они (потенциальные клиенты) не принесут Вам свои деньги.

Сложно также спорить с выводом, что количество «умных» мобильных устройств будет расти как в мире, так и в России, как и то, что «с этим можно и нужно что-то делать», однако автор, как мне кажется, оптимистично смотрит на круг компаний, которые могут себе позволить быть активными в создании мобильных приложений, мобильных версиях сайта, кроссплатформенных продуктов.

В настоящее время наиболее освоенной частью мобильного маркетинга в России является создание сайта, его раскрутка, контекстная реклама и любого вида адресные/безадресные рассылки и звонки, то есть все то, что с минимумом усилий и затрат может гарантировать некий поток потенциальных клиентов. Это работает отлично.

А в области разработки мобильных приложений или прочих непростых вещей (дополненная реальность, социальные сети, видео) дело обстоит гораздо хуже, так как в России очень мало профессиональных разработчиков мобильных приложений, чаще всего эта самая разработка затягивается на многие месяцы, устранение ошибок и придание приложениям кроссплатформенности требует много месяцев, бюджеты в большинстве случаев становятся просто неприлично большими. То же самое касается невнятной технологии так называемой дополненной реальности, успешных примеров которой в России либо нет, либо можно пересчитать на пальцам обеих рук (это продукт из разряда «освоить маркетинговый бюджет», дорогой, ненужный и совершенно неработающий).

На основе прочитанного и примеров из собственного опыта рекомендации для бизнеса могут быть такими:

·   - Вопросами мобильного маркетинга следует интересоваться тем компаниям, которые имеют широкий круг потребителей товара/услуги/бренда. Компаниям, которые большие/узконаправленные/традиционные это в большинстве случаев не нужно.

·   - Все кампании требуется анализировать на эффективность (соотношение потраченных усилий и полученного результата). С этой точки зрения самым выгодным могут оказаться совершенно не те составляющие мобильного маркетинга, что особо подробно расписаны у Леонида Бугаева, а, например, SMS-рассылки, SEO-оптимизация. Вещи, которые никак не влияют на количество покупателей Вашего продукта/услуги, делать не нужно. Я, например, большой пессимист в отношении технологий дополненной реальности, хотя концепция выглядит красиво и привлекательно (а также дорого, сложно и долго).

·   - При всем многообразии способов коммуникации с клиентом бизнесу лучше сконцентрироваться на ограниченном их числе. Я бы не стал указывать 10 способов связи, ограничивших максимум двумя-тремя.

·   - В море информации о Вас и Ваших товарах/услугах требуется четкая навигация на Всех Ваших сайтах, коммерческих предложениях, визитках и т.п. Используйте штрих-коды (QR-коды).

·   - Облегчайте покупателю контакт с Вами. Пользуйтесь click-to-call или функциями заказать звонок.

·   - Если Ваши ресурсы сильно ограничены (а как иначе?) сконцентрируйтесь на том, что может легче принести больший эффект. Например, я бы выбрал приложение на android и самые массовые способы коммуникации (email, sms).

·   - Не забывайте традиционные способы коммуникации с клиентами. Прямые продажи еще никто не отменял и их эффект по-прежнему превышает все известные альтернативы.

·   - Используйте средства мгновенной оплаты: электронные кошельки, карты, мобильные платежи.

·   - Присутствуйте на витринах продаж (яндекс-маркет и тп) и картографических сервисах

·   - Я скептически отношусь к результатам рекламных компаний, которые формулируются так: «мы поработали на бренд» или «повысили лояльность к бренду». Это нужно 500-1000 компаниям в мире, а для остальных это не более, чем оправдание потраченных впустую ресурсов.

·   - Стандартизируйте, упрощайте, автоматизируйте процедуры, уменьшайте значимость человеческих ресурсов.

·   - Придерживайтесь позиций минимализма в функционале, пусть будет только главные функции и максимум понятности.

·  - Я не верю в купонные сервисы, так как основная их модель – это продать Ваш товар задешево агрегатору (например, «Групону»), который продаст это чуть дороже и, якобы, в большем количестве.

·  - Также я скептически отношусь к модным словечкам типа «Вызывать эмоции», «Яркие образы», «Формировать лояльность», «Креативность бренда», так как это явно не первостепенно, главное – качество товара. Другими словами, лучше быть хорошим, чем им казаться и не быть. Хотя и быть, и казаться хорошим – это еще лучше J

Вывод

Данные рекомендации очень легко ложатся на бумагу, но сложно, долго и дорого делаются. Однако я надеюсь, что они хотя бы чем-то помогут лицам, связанным с мобильным маркетингом. А книгу Леонида Бугаева "Мобильный маркетинг" рекомендую как минимум к беглому просмотру J

Продолжение исследования литературы о мобильном маркетинге далее…

Tags: Бугаев Леонид, деловая литература, обзоры книг, развитие, рекомендую читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments