shvetsovmn (shvetsovmn) wrote,
shvetsovmn
shvetsovmn

Category:

Айн Рэнд «Концепция эгоизма»: обзор книги

Пост навеян прочтением цикла статей/лекций/эссе Айн Рэнд «Концепция эгоизма» о значении разума в деятельности и жизни человека, цели его жизни, правах человека и предназначении правительства.
Концепция эгоизма
Смысл
Основная мысль автора состоим в том, что главная цель жизни человека – это собственное счастье, а высшая ценность и единственный абсолют – его собственный разум. Соответственно, капитализм, таким образом, - это самая моральная общественная система.

Введение
Автор не согласна рассматривать человека как заменимую незначимую часть какой-то общности – племени, общины, государства - когда отдельный человек ниже по положению, а то и вовсе принадлежит вождю, сюзерену, государю или просто бандиту, удерживающему власть силой. При таком укладе все результаты труда, собственность и права человека принадлежат монарху, который может распоряжаться ими по своему усмотрению (=произволу). Такая точка зрения проистекает из трактовки ресурсов как «общественного благосостояния», принадлежащих «всем членам общества».
Автор заявляет, что не существует таких понятий, как «социальная прибыль», «общественное благосостояние» и их можно рассматривать как чисто демагогические определения, не имеющие ничего общего с процессом эффективного распределения ресурсов, извлечения прибыли, предпринимательства. Прибыль в этом случае сводится не к результату эффективной экономической деятельности, а к налогообложению граждан или физическому отъему результатов труда.
Утверждая, что не существует никакого общества с общими интересами, автор приходит к выводу о том, что единственно моральным вариантом жизни является индивидуализм, экономический эгоизм, то есть свобода индивида от посягательств других людей, а также право вступать в любые отношения только по доброй воле, а не по принуждению другой стороны. Именно этот подход закрепляет право на частную собственность, которое не может отметить монарх, так как любое вмешательство в дела индивида может осуществляться только по его согласию.
Когда всеобщее благо общества рассматривается как нечто отдельное и более важное, чем индивидуальное благо его членов, это означает, что благо некоторых людей становится важнее блага других и последние низводятся до положения жертвенных животных. В таких случаях молчаливо подразумевается, что всеобщее благо означает благо для большинства, а не меньшинства или отдельной личности. Но благо большинства тоже всего лишь притворство и заблуждение, поскольку фактически нарушение прав человека означает отмену всех прав, переход власти над бессильным большинством в руки любой банды, которая объявляет себя голосом общества и начинает править, используя физическую силу, пока ее не свергнет другая банда, пользующаяся теми же средствами.
Признание прав человека подразумевает признание того, что благо – это не смутная абстракция в некоем сверхъестественном измерении, а ценность, относящаяся к реальности, к этой земле, к каждой человеческой жизни. Следует обратить внимание на право человека стремиться к счастью. Оно подразумевает, что благо не может быть отделено от тех, для кого оно предназначено, что людей нельзя рассматривать как взаимозаменяемые пешки и что ни один человек, ни одно племя не может пытаться достичь блага одних людей ценой принесения в жертву других.

Роль разума
Человек отличается от животного способностью рационально мыслить, ведь человеческий мозг, а не инстинкты, – это основное средство выживания человека, единственное средство приобретения знаний. Для поддержания жизни каждое существо должно придерживаться в своих действиях определенной последовательности, которой требует его природа. Для человека это прежде всего действия интеллектуальные. Все необходимое человеку должно быть открыто его разумом и произведено его усилиями.
Люди, не желающие мыслить, могут выжить, только подражая заведенному порядку, открытому другими. Люди, не желающие думать и работать, могут выжить – временно, – только отбирая силой то, что произведено другими, но эти другие должны производить, иначе никто из них не выжил бы. Независимо от того, какой из этих вариантов выбирает человек или группа людей, независимо от того, какой слепой, иррациональный или пагубный путь они выбирают, – факт остается фактом: разум для человека – инструмент выживания, и человек либо преуспевает, либо нет: прямо пропорционально своей рациональности.
Свобода – это фундаментальная необходимость человеческого мышления. Рациональный ум не работает по принуждению, он не подчиняет свое восприятие реальности чьим-либо приказам, директивам, ограничениям, он не приносит свои знания, свое видение истины в жертву чьим-либо мнениям, угрозам, пожеланиям, планам или благосостоянию. Такому мышлению можно ставить препоны, его можно заставить замолчать, запретить, упрятать в тюрьму или уничтожить, но его нельзя заставить работать: оружие – не аргумент в споре. Те же принципы относятся ко всем людям, независимо от уровня их способностей и амбиций. Чем рациональней суждения человека, тем точнее его действия соответствуют требованиям его природы и тем более он преуспевает в достижении человеческой формы выживания и благосостояния. Действуя иррационально, человек разрушает себя.

Моральная социальная система
Социальная система – это свод морально-политических и политико-экономических принципов, воплощенных в законах общества, его институтах и правительстве, которые определяют взаимоотношения, условия взаимосвязей между людьми, живущими в данной географической области.
Существуют лишь два основополагающих вопроса (или два аспекта одного и того же вопроса), определяющих природу любой социальной системы:
1. признает ли социальная система права личности и
2. допускает ли социальная система использование физической силы в отношениях между людьми?
Основной и единственный вопрос – свободен ли человек? В истории человечества капитализм – единственная система, которая отвечает «да». Капитализм – это социальная система, основанная на признании индивидуальных прав личности, включая право на собственность, в которой вся собственность находится в частном владении.
В капиталистическом обществе все человеческие взаимоотношения добровольны. Люди свободны выбирать сотрудничать или нет, поддерживать друг с другом отношения или нет, основываясь на собственных решениях, убеждениях и интересах. Они могут иметь дело друг с другом только с точки зрения и посредством разума, то есть посредством обсуждения, убеждения и договорного соглашения, путем добровольного выбора в целях обоюдной выгоды. Право соглашаться с другими не вызывает никаких сложностей в любом обществе; самое важное – это право не соглашаться. Именно институт частной собственности защищает и воплощает в жизнь право не соглашаться и, таким образом, охраняет открытый путь к наиболее ценному человеческому атрибуту (ценному с личной точки зрения, социально и объективно) – творческому разуму. В этом кардинальное различие между капитализмом и коллективизмом.
Практическое оправдание капитализма заключается не в утверждении коллективизма, что капитализм осуществляет «наилучшее распределение национальных ресурсов». Моральное оправдание капитализма заключается в том, что это единственная система, соответствующая рациональной природе человека, и что капитализм защищает выживание человека именно как человека, а его правящий принцип – справедливость.

Права человека и функции правительства
Признание прав личности влечет за собой исключение из человеческих взаимоотношений физической силы: по существу, права могут быть нарушены только с применением силы. В капиталистическом обществе никакой человек, никакая группа людей не могут начать применение физической силы против других людей. Единственная функция правительства в таком обществе – защита прав человека, то есть защита человека от физической силы; правительство играет роль защитника права человека на самозащиту и может использовать силу только как ответное действие и только против тех, кто использовал силу первым; таким образом, правительство – это средство объективного контроля за ответным применением физической силы.
Существует только одно основополагающее право (все остальные являются его следствиями или выводами): право человека на его собственную жизнь. Жизнь – совокупность действий, имеющих целью самосохранение и самосовершенствование. Право на жизнь означает свободу в реализации этих необходимых разумному существу действий для поддержки, улучшения, удовлетворения и наслаждения собственной жизнью. (В этом заключается истинный смысл права на жизнь, свободу и стремление к счастью.)
Понятие права имеет отношение только к действию, а именно к свободе действия. Оно означает свободу от физического принуждения, давления или вмешательства со стороны других людей. Таким образом, для каждого человека право – это моральное обоснование свободы действовать по собственному разумению, для достижения собственных целей, по своему добровольному, сделанному без принуждения выбору. Что же касается окружающих, то права человека не накладывают на них никаких обязательств, кроме обязательства отрицательного свойства: воздерживаться от нарушения прав человека.
Право на жизнь – источник всех прав, а право собственности – единственный способ их осуществления. Без права на собственность невозможны все другие права. Поскольку человек должен поддерживать свою жизнь собственными усилиями, тот, кто не имеет права распоряжаться продуктом своих усилий, не имеет средств для поддержания собственной жизни. Человек, результатами труда которого распоряжаются другие, – раб.
Нарушать права человека означает заставлять его действовать против собственного рассудка. Экспроприировать принадлежащие ему ценности можно одним путем – применением физической силы.
Если кому-то принадлежит право пользоваться продуктом труда других, это означает, что эти другие лишены прав и обречены на рабский труд. Каждое так называемое право одного человека, которое требует нарушения прав другого, не является и не может быть правом.
Ни у кого не может быть права налагать на другого насильственное обязательство, невознаграждаемую обязанность или недобровольное рабство. Не может быть права порабощать. Право не может осуществляться силами другого человека; оно включает в себя лишь свободу добиваться такого осуществления собственными усилиями. Право на жизнь означает, что человек имеет право поддерживать свою жизнь своим трудом (на любом экономическом уровне, обеспеченном его способностями); это не значит, что другие должны обеспечивать его жизненные потребности.
Право собственности означает, что человек имеет право предпринимать экономические действия, необходимые для приобретения собственности, использовать эту собственность и распоряжаться ею; это не значит, что другие должны обеспечить его собственностью.
Право на свободу слова означает, что человек имеет право выражать свои идеи без опасности подавления, вмешательства и карательных действий со стороны правительства. Это не значит, что другие должны предоставить ему аудиторию, радиостанцию или печатный станок, с помощью которых он сможет выражать свои идеи. Любое предприятие, которое предполагает участие более чем одного человека, должно осуществляться с добровольного согласия каждого из участников. Каждый из них имеет право принимать собственные решения, по никто не имеет права навязывать свои решения другим.
Помните, что права являются моральными принципами, определяющими и защищающими свободу действий человека, но права не накладывают никаких обязательств на других людей. Частные граждане не создают угрозы правам и свободам друг друга. Частный гражданин, который прибегает к использованию физической силы и нарушает права других, – преступник, и от него люди должны быть защищены юридически.
Права человека можно нарушить только путем использования физической силы. Только с помощью физической силы один человек может лишить другого жизни, поработить, ограбить, помешать выполнению его целей или заставить его действовать вопреки своим рациональным представлениям.
Необходимое условие существования цивилизованного общества – исключение физической силы из социальных отношений, таким образом устанавливается принцип: если люди хотят общаться друг с другом, они могут делать это, руководствуясь разумом, то есть посредством дискуссий, убеждения и добровольного согласия.
Чтобы исключить из социальных отношений использование физической силы, необходим некий институт, задачей которого будет защита нрав при помощи объективного кодекса. Именно в этом и состоит задача правительства – настоящего правительства, это его основное дело, его единственное моральное оправдание, единственная причина, по которой людям необходимо правительство. Правительство – это средство установления объективного контроля над ответным использованием физической силы, то есть контроля с помощью объективно установленных законов.

Свободный рынок
Поскольку ценности должны быть открыты человеческим разумом, люди, чтобы сделать это открытие, должны обладать свободой, должны свободно думать, учиться, превращать свои знания в осязаемые формы, поставлять их на рынок, оценивать и выбирать, будь то материальные ценности или идеи, хлеб или философский трактат. Поскольку ценности устанавливаются контекстуально, каждый человек должен делать выбор сам, руководствуясь собственными знаниями, целями и интересами. Поскольку ценности определяются природой реальности, то именно реальность является непогрешимым судьей: если выбор правилен, вознаграждение принадлежит человеку; если он ошибся, единственная жертва – он.
Экономическая ценность деятельности человека определяется на свободном рынке одним принципом: добровольным согласием тех, кто хочет обменивать свои труд или товары. В этом состоит моральный смысл закона спроса и предложения, это означает полный отказ от двух порочных доктрин: коллективизма и альтруизма. В этом заключается признание того, что человек – не собственность и не слуга племени; человек работает, чтобы поддерживать свою жизнь, как требует его природа, и он должен руководствоваться собственными рациональными интересами, и если хочет торговать с другими, то не вправе ожидать каких-либо жертв, то есть не может претендовать на ценности, не давая взамен соответствующих ценностей. Единственный критерии свободного рынка – добровольный выбор свободных участников акта купли продажи.
Племенное мышление постоянно атакует этот принцип с двух кажущихся противоположными точек зрения: считается, что свободный рынок несправедлив как к гению, так и к обычному человеку. Первое возражение обычно формулируется в виде вопроса:
1) «Как Элвис Пресли мог нарабатывать больше, чем Эйнштейн?» Ответ на это прост: люди работают, чтобы жить и наслаждаться жизнью, и если Элвис Пресли для многих представляет ценность, они имеют право тратить свои деньги на свои удовольствия. Богатства Пресли не были отобраны ни у тех, кому безразлично его искусство (я одна из них), ни у Эйнштейна. Пресли не мешает Эйнштейну. Эйнштейн получил заслуженное признание и поддержку в свободном обществе на соответствующем интеллектуальном уровне.
2) Что касается второго возражения, состоящего в том, что человек средних способностей страдает от несправедливого отношения на свободном рынке, то ответ на это таков: «Посмотрите вокруг, вы, кричащие об опасности конкуренции с людьми умнее вас, уверяющие, что их разум угрожает вашей жизни, что сильные не оставляют шанса слабым па свободном рынке. […] Живя в рациональном обществе, где люди свободны, вы получаете неизмеримый выигрыш: материальная ценность вашей работы определяется не только вашими усилиями, а усилиями наиболее талантливых умов в мире. […] Прогресс, достигнутый капитализмом в короткий промежуток времени, необыкновенное улучшение условий существования человека на земле – достижение, засвидетельствованное историей. Этого не может скрыть или обойти пропаганда врагов капитализма. Но необходимо особо отметить то, что этот прогресс был достигнут без жертвоприношений. Прогресса нельзя достичь путем лишений, когда социальная прибыль выжимается из голодающих жертв. Прогресс может прийти только от индивидуальной прибыли, то есть от деятельности, энергии, творческого изобилия людей, производящих больше, чем потребляющих, людей, использующих свои интеллектуальные и финансовые ресурсы для поиска нового, улучшения уже известного, движения вперед. В капиталистическом обществе, где люди могут действовать свободно, на свой страх и риск, прогресс не требует жертвовать настоящим во имя отдаленного будущего, он совершается в реальном настоящем, не мешая людям жить и наслаждаться.

Вывод
Автор приходит к следующим выводам:
1. Разум – единственный абсолют поведения человека;
2. Единственная моральная система общественного устройства – капитализм (в противовес альтруизму и коллективизму), как система, гарантирующая свободу воли человека;
3. Цель жизни человека – его собственное счастье;
4. Права человека натуральны и проистекают из самого «понятия человек»;
5. Предназначение правительства – регулировать ответное применение силы и защищать права личности (право на жизнь и право на собственность).
Книгу Айн Рэнд "Концепция эгоизма" рекомендую к прочтению, она расставляет все по местам.

Другие книги Айн Рэнд:
1. Роман «Атлант расправил плечи»;
2.
Роман «Источник»;
3. Роман «Мы живые»;
4. Повесть
«Гимн»;
5. Цикл статей «Концепция эгоизма».

Tags: Рэнд Айн, обзоры книг, рекомендую читать
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments