shvetsovmn (shvetsovmn) wrote,
shvetsovmn
shvetsovmn

Category:

Ицхак Адизес "Стили менеджемента - эффективные и неэффективные": обзор книги

Пост навеян прочтением книги Ицхака Адизеса "Стили менеджмента - эффективные и неэффективные" (Ichak Kalderon Adizes "Leading Management/Mismanagement Styles: How to Identify a Style and What to Do about It") о ролях, необходимых для эффективного руководства организацией и о деструктивных отклонениях от этих ролей.
стили менеджмента
Смысл
Ицхак Адизес считает, что ролей, необходимых для эффективного руководства организацией, всего четыре, это:

  • производитель результатов (P), который обеспечивает компании достижение результатов деятельности;

  • администратор (A), который обеспечивает управление организацией по установленным правилам;

  • интегратор (I), который сплачивает сотрудников компании для достижения поставленных целей;

  • предприниматель (E), который обладает способностью видеть потенциальные возможности и направления развития компании.

По мнению Адизеса не существует руководителя, который объединяет все 4 роли, так как между некоторыми из них есть неустранимые противоречия, соответственно, хороший руководитель может выполнять отлично несколько ролей, а об остальных иметь представление и в случае необходимости выполнять и их тоже.

В успешных компаниях место идеального руководителя занимает команда профессионалов, которая выполняет указанные четыре роли, что позволяет организации определять направления развития, сплачиваться для достижения целей, не выходя за рамки определенных правил.

Констатируя важность управленческой команды, Ицхак Адизес анализирует, что происходит, если руководитель не владеет навыками для того, чтобы "закрыть" необходимый пробел в управлении, - так возникают отклонения от нормы, которые ведут к снижению эффективности управления и к угрозе существованию организации. Так во многих организациях легко опознаются так называемые

  • "герои-одиночки", которые умеют только производить результаты, не обращая внимания ни на что иное;

  • "бюрократы", которые заинтересованы только обеспечением следованию принятым процедурам, даже в ущерб целям фирмы и результату;

  • "поджигатели", которые настолько увлечены генерацией новых идей, что теряют всякий интерес к их реализации, завершению начатого и поддержанию стабильного курса развития компании;

  • "горячие сторонники", сосредоточенные только на поддержании хороших отношений со всеми, не терпящими никаких конфликтов или неожиданностей;

  • "мертвые пни", специалисты с атрофированными навыками, основная цель которых сидеть в тени, стараясь избежать увольнения, ответственности и т.п.

Помимо упомянутых выше примеров неэффективного менеджмента Адизес выделяет несколько подвидов, которые могут быть полезны в некоторых условиях, но привести к катастрофе в других. К ним относятся:

  • "надсмотрщик", нацеленный только на достижение и контроль результатов;

  • "милостивый государь", нацеленный только на краткосрочные результаты;

  • "заботливый бюрократ", который не так категоричен с людьми, что, конечно, не меняет его ориентации на следование процеурам даже в ущерб развитию фирмы;

  • "тренер малой лиги", отлично справляющийся с тактикой, но не с стратегией;

  • "основоположник", умеющий организовывать новые компании, но не умеющий ими эффективно управлять;

  • "изобретатель-одиночка", который все делает самостоятельно, тем самым замыкая в фирме все на себя;

  • "демагог", обращающий внимание на генерацию идей и сплачивание вокруг нее людей, забывая про конечные результаты своих усилий;

  • "мнимый лидер", не производящий реальных результатов;

  • "зануда", стремящийся контролировать все до мелочей, не добиваясь при этом успеха;

  • "харизматичный гуру", забывающий про формальности, правила и т.п.

Различия в ролях ведут к тому, что команды, объединенные по принципу эффективного выполнения всего набора ролей, чаще всего действуют весьма эффективно и своими усилиями создают устойчивое развитие компании в долгосрочной перспективе. Этого лишены несовершенные руководители, которые могут относительно эффективно выполнять только некоторые (не все) роли.

Вывод
Книга Ицхака Адизеса "Стили менеджмента - эффективные и неэффективные" дает описание стереотипных типов сотрудников с "пробелами" в управленческих компетенциях, которые ведут к снижению эффективности деятельности компании вплоть до физической (точнее экономической) гибели организации. Указанные типы объединяет то, что в их умениях и навыках нет места одной или нескольким ролям, совершенно необходим для развития фирмы. Соответственно, книга мне понравилась, несмотря на умозрительность некоторых описаний и выводов (типология типов несовершенных управленцев, например). Почитайте книгу "Стили менеджмента - эффективные и неэффективные" и Вы, не пожалеете!
Tags: Адизес Ицхак, деловая литература, изменения, команда, мотивация, обзоры книг, профессионализм, развитие, рекомендую читать
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments