shvetsovmn (shvetsovmn) wrote,
shvetsovmn
shvetsovmn

Categories:

Влад Головач "Дизайн пользовательского интерфейса2. Искусство мыть слона": обзор книги

Пост навеян прочтением книги Влада Головача "Дизайн пользовательского интерфейса2. Искусство мыть слона" о проектировании пользовательских интерфейсов.
uibookII.pdf-pages
За свою многолетнюю карьеру в продажах я прошел путь от обычного рядового менеджера по продажам, презирающего "каких-то там оптимизаторов", докоммерческого директора, ответственного не только за прямые продажи продуктов компании, но и за разработку, внедрение новых направлений и за ту самую "оптимизиацию" уже существующих продуктов (собственно, интерфейсов). Другими словами, я прошел путь от воинствующего атеиста (не в религиозном смысле, разумеется) до адепта новой веры. И вера эта заключается в том, что обдуманно выполненные интерфейсы взаимодействия с пользователями создают приятный полноводный входящий поток клиентов и, соответственно, денег. Да, это тривиально, но мне потребовалось немало времени, чтобы придти к этому пониманию, и еще столько же - к набору минимальных навыков по проектированию этих самых интерфейсов. Нет, я не стал специалистом по usability в любом смысле этого слова.

Смысл
Дизайн интерфейса - сложная деятельность (процесс), включающий в себя как творческую составляющую, так и следование неким общим (теория) и частным (касающися каждого конкретного случая) правилам. Цель - создание интерфейсов, решающих задачи заказчика, которые могут формулироваться, например, так:
- рост продаж продукта;
- увеличение конверсии посетителей сайта в покупатели;
- сокращение расходов времени/ресурсов пользователей/компании;
- увеличение скорости работы ресурса и т.п.

Проектирование интерфейсов неверно сводить к набору правил/рекомендаций/эвристик, так как, несмотря на существование признаваемых и доказанных "законов" поведения пользователей (законы Фиттса и Хика, например), ими (законами) описывается далеко не все. Соответственно, правильнее называть работу не процессом, а чуть менее формализованной "деятельностью", имеющей свой КПД.

Несколько слов о законах Фиттса и Хика:
1. Закон Фиттса (примерно): время достижения цели прямо пропорционально дистанции до цели и обратно пропорционально размеру цели.
2. Закон Хика (примерно): чем меньше альтернатив, тем меньше времени занимает выбор одной из них.

Для того, чтобы сделать хороший интерфейс, нужно:
1. Перед началом разработки записать, какие эргономические характеристики важны для конкретного интерфейса;
2. В конце разработки проверить, решена ли поставленная задача;
3. Задавать себе заранее заготовленные вопросы, например:
- Можно ли ускорить взаимодействие пользователя с интерфейсом?
- Где в интерфейсе места, которые могут продуцировать человеческие ошибки? Можно ли изменить эти фрагменты?
- Что в интерфейсе не способствует обучению? Что пользователю нужно знать, чтобы успешно взаимодействовать с интерфейсом? Есть ли в этом перечне что-то, чего сам интерфейс не сообщает пользователю?

Ну, и заканчивается основными тезисами:
1. Профессионал в отличие от любителя должен повышать продуктивность своей работы;
2. Эффективное целеполагание очень важно;
3. Недостаточная эффективность первого и второго пунктов исправляются методом задавания себе вопросов о достигнутом на данный млмент результате работы.

Вывод
В этом обзоре я намеренно опустил тривиальные вещи, касающиеся общих моментов управления командой, полезными качествами личности и т.п..
Оценил название книги - "Искусство мыть слона". Сначала я его не понял, но автор очень хорошо провел аналогии с работой по улучшению чего-либо (в нашем случае - интерфейсов). Данная работа, как работа по помывке слонов, сложна: непонятно, когда начинать мыть слона, когда он уже чистый, с какой "детали" начинать работу и т.п. В самую точку!
Не совсем согласен с автором, который считает, что работа по проектированию пользовательских интерфейсов неполностью отвечает понятию "процесс". Мне кажется, что это самый что ни на есть процесс, со всеми вытекающими отсуда последствиями, среди которых возможность поэтапного планирования и выполнения работ, выбора альтернатив, их оценки, проверки и т.п. Мне кажется, что указанная работа может быть достаточно сильно рутинизирована в хорошем смысле, что и является, вероятно, главной целью любого управленческого воздействия (программируемость важных процессов для последующего многократного воспроизведения с неким стандартным уровнем качества, затрат и т.п.).
Также я уверен, что свод того, что надо делать точно, и того, что не надо делать точно, может на 99% заменить любое творчество без значительного ущебра в достижении поставленных целей.
Тем не менее, книга очень понравилась своей краткостью, понятным языком, иллюстрацией тезисов на примерах. Мне кажется, отличное краткое пособие для человека, который только начинает делать свои первые шаги в оптимизации пользовательских интерфейсов. Почитайте, не пожалеете!

Рекомендую также:
1. Алан Купер "Психбольница в руках пациентов";
2. Влад Головач "Дизайн пользовательского интерфейса2. Искусство мыть слона".
Tags: usability, Головач Влад, деловая литература, изменения, обзоры книг, посещаемость, профессионализм, развитие, рекомендую читать
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments